Настройка и работа в Linux
adb5321d

E-mail


Наличие почты в торговой организации обязательно. И, так как менеджеров много, а компьютер с доступом в интернет (роутер) один, предполагается наличие почтового сервера для одновременного доступа к почте со всех имеющихся рабочих станций. Программ-серверов огромное множество, но я рекомендую остановить выбор на одной из самых популярных - MDaemon фирмы Alt-N (http://www.mdaemon.com). Благодаря своей функциональности и конфигурируемости, этот продукт стал стандартом де-факто для почтовых серверов предприятий и организаций.

Обычно в организациях, специализирующихся на торговле, менеджеры ведут своеобразные спам-рассылки: как минимум раз в неделю рассылают клиентам коммерческие предложения с вложением прайса. Размер таких писем составляет в среднем 50-100 Кбайт. Если их не больше 1-2 десятков - это не страшно. Но когда в порыве энтузиазма манагеры пускают в очередь 300-600 писем - самое время бить тревогу. Даже при мощном канале интернет будет часа два мирно "отдыхать". Что уж говорить о слабом канале? Хуже всего то, что минут через десять на вашу голову польется дождь жалоб и претензий на тему "почему не работает интернет?".

Что делать?

С менеджером ругаться бесполезно - для него почта "ушла" (в Outlook'e же ее нет!), а на все ваши технические доводы он только пожмет плечами: "Мне же надо как-то работать!"

Конечно, такая ситуация - неплохой повод для "раскрутки" руководства на более быстрый канал. Но и это не решит проблему в корне: через месяц-другой менеджеры и новый канал поставят на колени. Что же делать? Не обрезать же почту вообще?

А выход есть! В Mdaemon'е, как и во многих других почтовых серверах, есть функция создания листов рассылки. Заключается она в следующем: на специальный адрес провайдера, именуемый как "smart host", отсылается один вариант письма и список адресов, по которым его нужно разослать. Удобно? Безусловно! Трафик не загружен и письма разосланы: и овцы целы, и волки сыты. Необходимо лишь выяснить, предоставляет ли ваш провайдер такую услугу. Обычно провайдеры ограничивают количество писем в одной рассылке до 40-50.

Листы рассылки в Mdaemon'e создаются элементарно. В верхнем меню List выбираем New list. Появится окно настройки, показанное на рис. 1. А дальше - по сценарию. В закладке Options вводим имя рассылки, в закладке Members перечисляем все адреса, которые будут удостоены чести получить ваш спам, в закладке Routing ставим переключатель на Route a single copy:, а в открывшемся поле Host Name вводим адрес сервера, который нужно узнать у провайдера (рис. 2). Все.

Рис. 1.Создание списка рассылки

Рис. 2. Указание "smart host"

Теперь на адрес, который мы ввели в закладке "Options", менеджер отсылает скрытую копию письма, предназначенного для рассылки. Вот и все, остальное сделает сервер провайдера.

Не стоит также забывать, что любая рассылка - это в первую очередь спам и только во вторую - полезная информация. Иной раз, находясь в состоянии творческого подъема, менеджеры начинают рассылать письма на любые попавшиеся на глаза адреса. А, как вы сами понимаете, одно дело, когда это клиент, с нетерпением ожидающий этой информации. Но совсем другое, когда это ни в чем не повинный юзер, регулярно получающий информацию о снижении оптовых цен на крем для бритья. И бедняга начинает бороться с надоедливыми спамерами. Причем методы борьбы бывают пассивные и активные. Пассивные - это всем известные фильтры: юзер просто блокирует входящее письмо. Вам, как сисадмину, никакого вреда это не принесет, разве что вырастет трафик при возврате блокированных писем. Что, впрочем, легко предотвратить - в настройках рассылочного листа в закладке Members внизу есть флажок Automatically remove dead address: (рис. 3). При его установке несуществующие и заблокированные адреса автоматически удаляются из списка адресов рассылки.

Рис. 3. Автоматическое удаление неактивных адресатов

Но последнее время начинают входить в моду активные методы борьбы. Выглядит все следующим образом: интернет отлично работает, почта радостно приходит: но не уходит! У сисадмина начинается легкая истерика, а вместе с ней - ковыряния в настройках почтового сервера, перезагрузка роутера, переинсталляция программы и, в конце концов, переустановка "винды", сопровождаемая проклятиями в адрес Билла Гейтса. Но самое интересное, что после нескольких часов кропотливой работы по восстановлению работоспособности роутера все возвращается на круги своя. У сисадмина подкашиваются ноги, девушки из офиса начинают бегать за водой, валерьянкой, нашатырем...

На саомо деле Билл Гейтс тут совершенно ни при чем. Случай отнюдь не редкий (по крайней мере, лично я наблюдал подобное трижды). Причина нервных тиков кроется в том, что сисадмин не посчитал нужным позвонить провайдеру для получения консультации. Хотя сервисная служба провайдеров и отбивает у пользователей желание звонить при возникновении проблемы с интернетом (поскольку на 999 из 1000 вопросов отвечает фразой "это у вас что-то, у нас все нормально"), бывают и исключения. А произошло вот что. Получатель спама, устав от рассылок, отсылает вашему провайдеру письмо-жалобу по поводу того, что с такого-то адреса ему рассылают нежелательную информацию. И довольно часто провайдер, не удосужившись уведомить вас, блокирует порт исходящей почты - что поделаешь, репутация превыше всего! (тем более что деньги-то вы уже заплатили).

Лучше всего, конечно, просто не допустить возникновения подобной проблемы. А для этого:


  • лично контролируйте содержимое менеджерских рассылок. По сетевому этикету, текст сообщения должен содержать информацию о том, как отказаться от рассылки, если получатель в ней не заинтересован;

  • обязательно создайте дополнительный ящик abuse@<ваш домен>. Этот адрес по умолчанию принят на всех почтовых серверах провайдеров как своего рода книга жалоб;

  • ну и, разумеется, при любых проблемах с почтой сразу же звоните провайдеру - возможно, это их рук дело.

    Довольно часто пользователи в перерывах от напряженной работы начинают использовать почту не по назначению: отсылают знакомым фотографии с разрешением 600 dpi, песни в формате *.mp3, мультики про Масяню... И пока роутер послушно пересылает мегабайты, остальные пользователи вынуждены ждать окончания сессии. Тот же результат получается, когда пользователи получают по почте большие письма.

    Опять же, ругаться с менеджерами бесполезно - никто ничего не отправлял и не получал: знать не знают, ведать не ведают. Но, как говорится, не хотите по-плохому - по-хорошему хуже будет. Заходим в Setup -> Miscellaneous Options -> Servers. Внизу, под заголовком Data transfer limit, можно установить ограничения на размер входящих и исходящих писем на свое усмотрение (рис. 4).

    Рис. 4. Ограничение максимального размера письма

    Всем сисадминам известна скверная привычка пользователей сходу читать вложения, не проверяя их на вирусы. Можно, конечно, установить антивирусные мониторы, типа антивируса Касперского. Но, во-первых, это довольно дорого. А во-вторых, антивирусные мониторы, не поделив с основной программой приоритет доступа, довольно часто "вешают" как рабочую станцию, так и сервер. Да и пользователи, освоив правую кнопку мышки, убирают антивирусный монитор из автозагрузки и системного трея.

    Что делать?

    Оказывается, при помощи почтового сервера можно довольно эффективно бороться с вирусами в почтовых вложениях, включая даже печально известный Klez. Для этого достаточно настроить фильтры (комбинация клавиш Ctrl+F5). В закладке Admins/Attachments можно ввести названия файлов и расширений, которые будут удаляться из входящего письма (рис. 5). У меня настроено разрешение только для *.rtf, а всякие *.doc, *.pif, *.scr, *.bat, не говоря уже об *.exe, мило "обрезаются". Таким образом я предотвратил у себя на работе вирусную эпидемию. Только не забудьте, настроив фильтр, предупредить пользователей, в каком формате можно получать вложения, иначе поднимется бунт.

    Рис. 5. Фильтрация почтовых вложений


    Содержание раздела